Акмелингвистика – новая технология обучения иностранным языкам в неязыковом вузе

Акмелингвистика — новая технология обучения иностранному языку, позволяющая переориентировать обучаемого, поставив новые цели и методы обучения, сформировать у студентов мотивационную сферу, самостоятельность, креативность, познавательную активность.

НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Современный мир постоянно модернизируется и видоизменяется, взаимосвязь различных стран постоянно увеличивается, как в обществе в целом, так в отдельно взятых компаниях. Изучение иностранных языков становится необходимостью. Появляются новые подходы, методики и технологии обучения, что выводит обучение на более качественный уровень.

Технология обучения иностранным языкам предыдущего столетия базировалась на логической составляющей науки, от обучения к практике. Акмелингвистика основывается на потребностях, на познавательной деятельности студентов, т. е. на совершенствовании студентами профессиональной, творческой и духовно-нравственной деятельности. Что и является основными целями этого метода.

Значение слова исходит от греческого «акме» – «вершина» и латинского «лингвистика» – «языкознание». При развитии естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающих закономерности и механизмы развития человека при достижении им наиболее высокого уровня, появилась наука — акмеология. А современные достижения в педагогике, психологии, социологии, лингводидактике, психолингвистике привели к появлению новой науки, дающей возможность обучения иностранным языкам более качественно.

В общем акмелингвистика – это не только теория, но и практическая составляющая, которая подстраивается под развитие и саморазвитие обучаемого в целях достижения им наиболее высоких результатов в обучении иностранному языку. То есть обучение языку становится средством достижения личностных высот.

Основные принципы акмелингвистики:

  1. применение системы;
  2. ориентация на акмеграмму;
  3. учет психофизиологических возможностей учащегося;
  4. последовательность в подаче учебного материала;
  5. следование акмеэтике.

Рассмотрим способ построения акмеологического обучения иностранным языкам и каждый принцип более подробно. В построении акмеологического обучения просматриваются пять основных составляющих: цель, объект, информация, методы, субъект.

Цель – тот максимум, которым должен владеть специалист «экстра-класса».

Объект обучения – студент, которого обучают, для формирования самостоятельного и креативного специалиста по окончанию вуза.

Информация — это специально отобранные знания и навыки, которые вносятся в программу обучения (уроки, учебники, экзаменационные требования и т.д.). Подача информации осуществляется с помощью методов (приемы, формы, тренировочные упражнения), которые осуществляют целенаправленное обучение иностранного языка. Обучение проводится субъектом (преподавателем), который уверенно владеет методикой акмелингвистического обучения. Итог акмелингвистического обучения – превратить объект в специалиста «экстра-класса», самостоятельного и креативного специалиста стремящегося к самообучению и саморазвитию, автономной личности, способной обучать других специалистов.

Первый принцип акмелингвистики – применение системы. То есть система образовательных задач, которые человек, проходящий обучение иностранному языку, должен, осознано принять и стремиться их решить на каждом этапе. А преподаватель должен дать студенту программу обучения (на семестр, год, до конца обучения) с точными указаниями грамматических тем, объема информации, и сроков обучения заданной программы. Конкретно устанавливается, что нужно знать и уметь и как этого достичь (в том числе самостоятельно). Должна прослеживаться цель всего обучения – где объект становится субъектом обучения, специалист с навыками творческого самообучения, самосовершенствования, как в иностранном языке, так и в самой специальности.

Второй принцип акмелингвистики – ориентация на акмеграмму. Акмеграмма – это стремление к совершенству, в рамках данной специальности. Основой акмеграммы являются самодисциплина, автономность и саморазвитие, то есть качества, которые присущи зрелой личности.

Третий принцип акмелингвистики — учет психофизиологических возможностей учащегося. Здесь подразумевают способности отдельного человека: память, внимание, мышление, восприятие информации. При обучении нужно учитывать качество этих психофизиологических особенностей для получения наилучшего результата в обучении иностранным языкам и развития личности.

Четвертый принцип акмелингвистики – последовательность. Введение языковых средств (лексики, грамматики, фонетики, орфоэпии) и видов речевой деятельности (говорения, аудирования, письма, перевода) последовательно. Для этого применяют определенные правила обучения:

  1. от простого к сложному;
  2. правило частотности – чем чаще встречается в языке, тем больше времени и внимания уделяется;
  3. актуальности и приоритетности – обучение проходит в основном по тому языковому материалу или виду речевой деятельности, который нужен в конкретной специализации (например, для физиков – чтение и перевод, для переводчиков – аудирование, говорение, синхронный перевод).

Пятый принцип акмелингвистики – следование акмеэтике. Воспитание духовно-нравственных качеств у будущего специалиста через обучение иностранному языку (текстовый материал, ролевые и деловые игры, ситуативные упражнения, свое собственное отношение к явлениям в обществе и др.).

В общем, акмелингвистика, является одной из современных технологий обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Основой такого обучения является становление самостоятельного и креативного специалиста стремящегося к самообучению и саморазвитию, автономной личности, способной обучать других специалистов. Акмелингвистика дает возможность построить программу обучения, где каждый вида речевой деятельности предоставляется в соответствии с реальными нуждами конкретной специальности. Также дает толчок саморазвития и самосовершенствования, что приводит к достижению выпускниками вершин в профессиональной, творческой и духовно-нравственной деятельности.

Библиографический список:

  1. Акмелингвистика в преподавании иностранных языков // Акмеология-98: Сб. – СПб., 1998.
  2. Новый подход в обучении иностранным языкам. // Сб. Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам. – СПб, 2001.
  3. Технологии обучения иностранным языкам третьего тысячелетия с позиции акмелингвистики. – СПб, 2003.
  4. Инновационные технологии преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. – Ярославль, 2005.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.